We cannot become what we want to be by remaining what we are
На форуме, где я постоянно обитаю, время от времени с периодически возникает вопрос в чем разница между понятиями "атеист" и "неверующий". Буквально сегодня этот вопрос всплыл вновь в связи с очередным опросом в в ЖЖ Акунина и комментариями его читателей.
Человек, задавший на форуме этот вопрос, воспринимает знак равенства между понятиями "атеист" и "неверующий" как "дискриминацию бедных неверующих".
В связи с этим мне интересно, можно ли на ваш взгляд отождествлять эти два понятия?
Для меня в широком смысле слова понятия «неверующий» и «атеист» синонимы. Тем более, что в переводе с греческого атеизм и есть безбожный, безбожие. Собственно если не погружаться в философские и религиоведческие дебри, то атеизм я могу условно разделить на несколько видов: осознанный и неосознанный, псевдоатеизм и абсолютный атеизм и воинствующий атеизм как радикальное проявление абсолютного атеизма.
Неверие в Бога я могу проассоциировать как с неосознанным, атеизмом, когда человек, так или иначе не знаком с Божественным законом, но живет, не нарушая его большинство его принципов, ну по крайней мере, 10 заповедей, так и с осознанным атеизмом, когда живет по тем же принципам, но считает неприемлемыми или необязательными для себя соблюдение религиозных установлений, при этом, он знаком с тем или иным религиозным учением или учениями.
Псевдоатеизм тоже, в какой-то степени, можно приравнять к неверию, к неприятию человеком известных ему религий, конфессий, образов Бога, природы Бога и так далее, но при этом человек неосознанно стремиться к Богу, но который отвечает его взглядам и представлениям. Если он «открывает» для себя такого бога (например, как масонский Великий Архитектор Вселенной) то перестает быть неверующим
Что касается абсолютного атеизма, то я понимаю его как осознанное исключение человеком Бога из своей жизни, из своего сознания и мировосприятия и замещения его другими ценностями. Абсолютный атеизм перерастает в воинствующий, когда человек агрессивно относится к религиям ко всему, что с ними связано, к людям их исповедующим религии и стремится уничтожить материальные и духовные ценности, связанные с религиями.
Всевозможных язычников, вудуистов, анимистов и т.д, я к неверующим для себя отнести не могу, т.к они все же верят во что-то, в кого-то и это что-то и кого-то сакрализируют.
Если же вспомнить "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова и пастора из фильма «Берегись автомобиля», то неверующих людей нет в принципе, т.к., одни верят в то, что Бог или боги, духи есть, другие - в то, что их нет и мир создан, организован и функционирует не в силу божественной воли, а в силу естественных причин. "Неверующие" это прагматики и реалисты, которые не верят не только в Бога как в исходную и окончательную причину сотворенного мира и происходящих в нем процессов, но и в прочие потусторонние силы. Тех, кто не верит в Бога, но верит в то, что, например, цивилизацию на Земле создали инопланетяне, можно отнести к атеистам, но нельзя к неверующим.
Разделение на неверующих и атеистов и возмущения тех неверующих, которые недовольны причислением себя к атеистам, связано, на мой взгляд, с пониманием именно как агрессивного отрицания религий, т.е. сведения атеизма в целом, к частному понятию воинствующего атеизма, тогда как это понятие на самом деле гораздо шире и глубже.
Человек, задавший на форуме этот вопрос, воспринимает знак равенства между понятиями "атеист" и "неверующий" как "дискриминацию бедных неверующих".
В связи с этим мне интересно, можно ли на ваш взгляд отождествлять эти два понятия?
Для меня в широком смысле слова понятия «неверующий» и «атеист» синонимы. Тем более, что в переводе с греческого атеизм и есть безбожный, безбожие. Собственно если не погружаться в философские и религиоведческие дебри, то атеизм я могу условно разделить на несколько видов: осознанный и неосознанный, псевдоатеизм и абсолютный атеизм и воинствующий атеизм как радикальное проявление абсолютного атеизма.
Неверие в Бога я могу проассоциировать как с неосознанным, атеизмом, когда человек, так или иначе не знаком с Божественным законом, но живет, не нарушая его большинство его принципов, ну по крайней мере, 10 заповедей, так и с осознанным атеизмом, когда живет по тем же принципам, но считает неприемлемыми или необязательными для себя соблюдение религиозных установлений, при этом, он знаком с тем или иным религиозным учением или учениями.
Псевдоатеизм тоже, в какой-то степени, можно приравнять к неверию, к неприятию человеком известных ему религий, конфессий, образов Бога, природы Бога и так далее, но при этом человек неосознанно стремиться к Богу, но который отвечает его взглядам и представлениям. Если он «открывает» для себя такого бога (например, как масонский Великий Архитектор Вселенной) то перестает быть неверующим
Что касается абсолютного атеизма, то я понимаю его как осознанное исключение человеком Бога из своей жизни, из своего сознания и мировосприятия и замещения его другими ценностями. Абсолютный атеизм перерастает в воинствующий, когда человек агрессивно относится к религиям ко всему, что с ними связано, к людям их исповедующим религии и стремится уничтожить материальные и духовные ценности, связанные с религиями.
Всевозможных язычников, вудуистов, анимистов и т.д, я к неверующим для себя отнести не могу, т.к они все же верят во что-то, в кого-то и это что-то и кого-то сакрализируют.
Если же вспомнить "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова и пастора из фильма «Берегись автомобиля», то неверующих людей нет в принципе, т.к., одни верят в то, что Бог или боги, духи есть, другие - в то, что их нет и мир создан, организован и функционирует не в силу божественной воли, а в силу естественных причин. "Неверующие" это прагматики и реалисты, которые не верят не только в Бога как в исходную и окончательную причину сотворенного мира и происходящих в нем процессов, но и в прочие потусторонние силы. Тех, кто не верит в Бога, но верит в то, что, например, цивилизацию на Земле создали инопланетяне, можно отнести к атеистам, но нельзя к неверующим.
Разделение на неверующих и атеистов и возмущения тех неверующих, которые недовольны причислением себя к атеистам, связано, на мой взгляд, с пониманием именно как агрессивного отрицания религий, т.е. сведения атеизма в целом, к частному понятию воинствующего атеизма, тогда как это понятие на самом деле гораздо шире и глубже.
Про себя отмечу, что я - атеист.
Атеист - человек, имеющий мировоззрение - осознанную, осмысленную убежденность в отсутствии бога (собственно, окончание -ист это подчеркивает). Слово "неверующий" подчеркивает не мировоззренческий аспект, а отсутствие того иррационального опыта, что называется "вера в бога".
Возможно я не так выразилась. Но окончание -ист чаще всего вызывает неприятное ощущение. Нацист, колонист, монархист, анархист, моралист. С этим окончанием немало положительных слов, но всё равно "неверующий" или даже "безбожник" звучит как-то мягче. Это лично моё восприятие. Может так это воспринимают и другие, кому не нравится слово "атеист".
И меня, человека, который иногда сомневаться, пугают глубоко убежденные люди.
И еще, восприятие знака равенства между понятиями "атеист" и "неверующий" как дискриминацию по отношению к неверующим прямое наследие советского прошлого с его активной атеистической позицией, когда атеист воспринимался именно как борец с опиумом для народа, коммунистической идеологии, господствовавшей в советском обществе, особенно на первых этапах его существования били нужны борцы, а люди не занимающие активную позицию в борьбе за коммунистические принципы и ценности даже порицались.
И, сейчас подумалось, вот эти безбожники активно выступают именно против церкви. Атеисты просто стоят на позициях научного мировоззрения, а неверующие - просто не заморачиваются этими вопросами.