We cannot become what we want to be by remaining what we are
Ходили 2 января в Малый театр на «Кабалу святош». Ощущения – восторг! Все было великолепно. У нас были места в середине во 2 ряду партера. Когда я бронировала билеты оставались или 1 – 2 ряд партера или уже далеко не первые ряды амфитеатра и бельэтажа, что даже не рассматривалось, ибо мне, чтобы что-то оттуда увидеть, нужен морской или армейский бинокль. Обычно предпочитаю 5-11, максимум двенадцатый ряд, ибо дальше тоже нужен бинокль. Первые ряды старалась не брать из-за предрассудка, что придется сидеть, задрав голову. Оказалось, это не так, сидеть было очень комфортно и все прекрасно видно, особенно мимика актеров, а когда они играют на краю сцены, ощущение, что их взгляд направлен только на тебя.

Сначала прочитав программу, несколько огорчились, что Людовика играет не Клюев, уж очень хотелось посмотреть на него на сцене, но В. Бабятинскому очень удался образ, у меня даже возникли ассоциации с известными портретами Людовика XIV, особенно когда актер замирал. Бабятинский показал больше человека, чем короля, умного и справедливого, не тирана, но самодержца, король побеждает в нем человека лишь в самом конце, когда факты обвинения против Мольера кажутся бесспорными и неопровержимыми, король лишает его своего покровительства, хотя не верит в эти обвинения. Бабятинскому прекрасно удалось показать это неверие, показать борьбу между собственными предпочтениями и необходимостью следовать нормам морали и религии, «верить» фактам, напрямую связанными с моралью и религиозными нормами, соблюдение которых важнее для государства, чем предпочтения короля.

Мольера играл В. Бочкарев, в более ранних постановках в главной роли был Ю.Соломин, почему то его совсем не могу представить в этой роли. А Бочкареву она удалась блестяще: на протяжении действия плавный переход от триумфа к подавленности, а потом почти к бунту. Подобострастие сменяется страхом, а страх разочарованием. В начале постановки пожилой Мольер почти приползает со цены после спектакля, но тут же оживает, узнав, что король ему аплодирует и словно помолодев на много лет очень резво бежит обратно на сцену. Он польщен вниманием великого короля, он горд и одновременно подобострастен, впрочем, для той эпохи такое подобострастие было нормой.

Великолепен дуэт Бочкарева и Т.Лебедевой, которая играет Мадлен Бежар. За несколько минут в одном диалоге им удалось раскрыть всю историю отношений Мольера и Мадлен Бежар. Каждому удалось великолепно показать свою любовь. Любовь Мадлен к Мольеру, долгую, безответную, и Мольера к Арманде Бежар, дочери Мадлены, которую та выдает за свою сестру и считает дочерью Мольера, последнюю, а возможно и единственную любовь великого драматурга, любовь пожилого мужчины к молодой девушке, который боится ее потерять, потом тяжело переживает ее измену, но прощает, только ради того, чтобы она была рядом.

Лебедевой прекрасно удались два контрастных образа, образ талантливой, великой актрисы, пронесшей любовь к Мольеру через всю жизнь и образ разбитой, сломленной болезнью и виной, за то, что она в свое время не остановила Мольера, не сказала ему правды. Терзаемая страхом попасть в ад, она исповедуется архиепископу Парижа, в этой исповеди Лебедевой удалось показать искреннюю, сильную веру, которой нет у тех, кто призван служить Богу, ощущения счастья если не счастья, то облегчения и надежды, которые Мадлен почувствовала после отпущения грехов.

В спектакле очень удачные декорации, музыка, свет. Последний немало способствует восприятию, являясь фактически элементом игры, подчеркивает переживания и эмоции персонажей. И еще занавесы, которых несколько и которые стали полноценными элементами декорации. Легкий золотистый занавес подчеркивает красоту королевский покоев, прозрачный красный создает ощущение тайны, интриги, заговора предательства, за ним шепчутся, плетут заговор. Мрачный темный занавес, тоже полупрозрачный является предвестником беды, он как призма усиливает ненависть которую питают к Мольеру архиепископ Парижа и члены кабалы.

Зал был полон, публика самая разная от детей (лет 12) до пожилых, хотя большинство составляли люди среднего возраста. Заметила, что у многих были не традиционные билеты, а билеты в виде чеков, какие распечатывают терминалы или просто принтерные распечатки электронных билетов.

@темы: Театр, "культурное мероприятие"

Комментарии
06.01.2013 в 16:22

Я была, кажется, в 2010 году на этом спектакле и попала на Соломина и Клюева. Клюев в роли Людовика был великолепен и очень похож на Майкрофта Холмса. Соломин то же был хорош, но я мысленно сравнивала его Мольера с Мольером Любимова в Кабале святош постановки Эфроса, которую смотрела, естественно, только по телевизору, и Мольер Любимова казался мне достовернее, а еще сложилось впечатление, что Соломин своей игрой ориентируется именно на Любимова. Про других актеровсказать ничего не могу, два мэтра их просто затмили на сцене притянув весь спектакль на себя. А еще не было впечатления, что пьеса поставлена по Булгакову.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail