Ну чтобы "не изобретать велосипед", процитирую:
05.08.2012 в 22:33
Пишет
Белочка Тилли:
Хорошо прогулялись.Сегодня мы с милейшей
Anwenenid ходили в поход. Небольшой походик в район села Гребнево.
В селе - усадьба Бибиковых - Трубецких - Голицыных.
К сожалению, от усадьбы сохранились только две церкви: Николая Чудотворца и Гребневской иконы Божией матери.
Остальное гордо именуется "памятником федерального значения". Бумашшко даже висит. А сама усадьба, увы, уже лет двадцать как - в руинах...
URL записиОт себя добавлю, что очень рада знакомству. Спасибо чудесной и замечательной
Белочке Тилли за хорошую прогулку. Надеюсь, они прогулки еще будут.
Фотографии Гребнево
Зимний храм во имя Николая Чудотворца
В "окошко" сквозь ветки деревьев виден купол с крестом.

Летний храм во имя Божья Матери Гребневской

Ангел с крестом на куполе храма обращен лицом на восток, к входящим в храм, соответственно, стоит спиной

Внутренне убранство храма. В храм с фотоаппаратом я не заходила, снимала от входа.

Главные ворота усадьбы

Руины усадьбы. На первый взгляд усадьба кажется пустынной, но кто-то в ней все же да обитает.
Восточный флигель
Главное здание усадьбы:
Фасад

Вид сзади. Сидели бы они симметрично, сошли бы за скульптуры

Западный флигель

Пристроенные к усадьбе флигеля



Некогда парадная лестница усадьбы и своды первого этажа

Элементы декора




Со времен "почтового ящика" на колоннах остались детали крепления видеокамер

Руины хозяйственных построек усадьбы

Остальные фотографии можно посмотреть в
фотоальбоме Оказывается, есть сайт
посвященный ГребневоНа нем есть публикации по истории усадьбы:
Из книги М. Ильина «Подмосковье» 1974 г.Недалеко от станции Фрязино Монинской ветки Ярославской железной дороги, по левую сторону Владимирского шоссе, на речке Любосивке, расположена большая усадьба Гребнево. Обстройка усадьбы началась еще в конце XVIII в. при Бибиковых. Однако многое было переделано в 1817—1823 гг. архитектором Н. Дерюгиным, когда усадьба перешла к Голицыным. Архитектурный замысел усадьбы определяется сразу же одной, правда, чисто декоративной постройкой, как бы задающей тон всей планировке. На парадный двор посетитель попадает через триумфальные ворота (илл. 25), построенные по образцу римских. Тяжелые формы арки с ее двумя боковыми проходами, широким антаблементом и римско-дорическими колоннами сразу же настраивают на торжественный лад. Сам парадный двор уподобляется своего рода римскому форуму, в глубине которого стоит главный трехэтажный дом с торжественным шестиколонным портиком. Одноэтажные галереи с боковыми купольными павильонами подчеркивают его масштаб. Архитектуре дома вторят два двухэтажных флигеля с пилястровыми портиками. В XVIII в. в первом павильоне помещался театр, а флигели служили хлебными амбарами. Как видно, утилитарное начало соединялось здесь с широтой художественного замысла.
В главном усадебном доме сохранилась старая анфилада комнат с центральным двухсветным залом, отделанным искусственным мрамором. Детали лепных украшений свидетельствуют о незаурядном мастере. О том же говорит и парадная трехмаршевая мраморная лестница, расположенная в вестибюле.
Усадьба с парком была обнесена оградой. Если ограда у ворот состоит из столбов-колонн, между которыми поставлены звенья красивой металлической решетки, то парк был обнесен кирпичной стеной с угловыми башнями, выполненными уже в псевдоготическом стиле. Помимо вышеназванных главных въездных ворот имелись еще другие в виде пилонов с ионическими колоннами, некогда несшие вверху фигуры львов и сфинксов. Громадный пруд, почти что озеро в парке, с восемью островами свидетельствует о размахе устройства усадьбы. Ее хозяйственные сооружения были выделены в особую группу. Среди них архитектор Дерюгин выстроил в 1818—1823 гг. конный двор, дополнивший постройки XVIII в. — каретный сарай и скотный двор.
За пределами усадьбы находятся две церкви — зимняя и летняя. Летний храм был сооружен архитектором-немцем Иоганном Веттером в 1786—1791 гг. Его крестообразный в плане объем с вписанным овалом центральной части необычен для архитектуры классицизма. Снаружи храм отличают четырехколонные портики и купол с люкарнами и небольшой главкой. Внутреннее убранство, выполненное по проекту С. Грязнова, наделено изяществом и красотою форм.
В 1817—1823 гг. была построена зимняя церковь. Она представляет редкий тип, повторяющий древнюю форму нам уже знакомого храма «иже под колоколы», то есть когда собственно церковь увенчивалась колокольней. Зимняя церковь Гребнева подчеркнуто торжественна. На восьмигранном строгом по архитектуре объеме, украшенном с четырех сторон портиками с парными дорическими колоннами, поставлен мощный барабан, прорезанный высокими арками звона. Над ним несколько неожиданно располагается еще ярус с обычными окнами, увенчанный куполом с люкарнами. В последних помещены часы. Завершающие храм барабан и глава, как и весь верхний купольный ярус, явно более позднего происхождения. Следует отметить, что барельефы церкви внутри и снаружи (не сохранились), а также лепные работы были выполнены скульптором Г. Замараевым, что намного повышало декоративную сторону этого интересного сооружения.
www.fryazino.info/index.php?mod=media&id=526
Георгий Ровенский. Десять гребневских приоритетов.
Первый из князей Трубецких, владевших имением Гребнево, боярин Дмитрий Тимофеевич, был одним из главных героев освободительной борьбы 1612 года и наряду с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым-Сухоруком получил титул «Спасителя отечества» и был Правителем Русского государства до избрания на престол царем Михаила Романова.
Именно здесь в Гребневе поэтом М. М. Херасковым была завершена самая большая поэма Российского Парнаса «Россияда», посвященная победоносному взятию Иваном Грозным Казани.
Гаврила Романович Державин посвятил свое стихотворение «Ключъ» ключу гребневской усадьбы, в которой произошла встреча Хераскова и Державина.
Первый каменный храм в нашей округе — 1791 год, Храм Гребенской Божией матери при Гавриле Ильиче Бибикове. Уникальное навершие — фигура архангела с крестом на куполе храма — единственное в мире. Впервые в истории дворянства на храмозданой доске вместе с владельцами имения указаны и 20 крестьян-жертвователей на храм.
Имение Гребнево к 1796 году занимает первое место в Московской губернии и в Российской империи по производству крестьянской шелкоткацкой продукции.
Первая больница в нашем крае — 1811 год (при Бибиковой Екатерине Александровне).
Первая школа в нашем крае — 1832 год (при князе Сергее Михайловиче Голицыне).
Первые крестьяне в России, купившие билеты на шелкоткацкое производство, — 1769 год, 15 гребневских крестьян князей Трубецких из деревень Фрязино, Трубино, Ново, Щелково.
В усадьбе Гребнево в 1913 году возник первый в губернии подмосковный санаторий — «санатория доктора Ф. А. Гриневского».
В усадьбе Гребнево в 1946 году был образован первый в СССР Щелковский электровакуумный техникум, готовящий кадры для электроники. Этот техникум окончили многие руководители цехов завода и НИИ («Исток»).
www.fryazino.info/index.php?mod=media&id=58Из истории храмов Гребнево.
М. Федоров-Чеберако. Гребнево: церкви села. Три святыниВ статье «Архитектурные загадки гребневских храмов» я рассказал о том необычном, что отличает церкви села Гребнево от других церковных святынь нашего края, от традиционного русского церковного зодчества, и что вызывает вопросы у всякого, кто хочет понять, почему же, в силу каких причин их архитекторы отступили от общепринятого, от общепредписанного.
Разумеется, каждый художник по сути своей должен быть новатором. Но ведь и его новаторство тоже ставится в определенные рамки, подчиняется им. Если архитектор строит церковное здание, оно не должно походить на жилой дом, на дворец, на присутственные места, на пожарную и т. д. И он, архитектор, вынужден учитывать, соблюдать правила, предписанные церковными властями при строительстве храмов, часовен. Любое отступление от них требует объяснений.
Например: у летнего храма нет колокольни. Почему?
Правда, читатели могут возразить: зачем она ему, есть же у соседнего, рядом стоящего зимнего. Но оказывается, эти церкви были построены в разное время, причем летняя раньше зимней. И значит, какое-то время — а именно до 1823 года, года постройки зимней, — жители села Гребнево обходились без колокольни. Но могло ли такое быть? Ведь колокольный звон значил тогда многое. Он призывал не только на церковные службы. Он был вестником важных, волнующих всех жителей села и округи событий.
И вот, хорошо зная, что при храме или недалеко от него ставится обычно колокольня, понимая, что колокольный звон — не причуда, не забава, а нечто очень значимое для жителей села, архитектор все-таки ставит летнюю без колокольни. Почему?
Могут возразить: колокольня не вписывалась в архитектурный облик храма. Действительно, трудно представить рядом с летней возвышающуюся над ней колокольню. Ангел с крестом на навершии сразу теряет свой художественный эффект, и, что еще хуже, слабеет, а то и вовсе не чувствуется его сакральная значимость. Но архитектор мог поступить так, как сделал позднее его собрат по профессии, когда строилась зимняя. Она была поставлена «под звоном»: колокольня оказалась не рядом с храмом, а прямо на нем. Вместо ротонды, т. е. круглой с куполом части церкви, архитектор летней мог запроектировать цилиндр-колокольню, и тогда летний храм стоял бы «под звоном». Но этого он не захотел сделать. Почему?
Ответ прост: архитектор не нуждался в колокольне. Она уже была, находилась тут же, при зимней церкви, в шагах тридцати-сорока от места постройки летней. Только зимняя была совсем не та, которую построили Голицыны и которую мы видим сейчас. Она была деревянная.
Вот выписка из документа об этом. Голицыны, купив в 1811 году гребневское имение, вскоре стали здесь строить каменную зимнюю церковь. В 1823 году она была готова к службе. Владелец имения, князь Сергей Михайлович Голицын, обращаясь к церковным властям, просил о ее освящении и об «упразднении старой деревянной церкви, во имя тож Святителя Николая Чудотворца, состоящей в том же селе и пришедшей в ветхость…»
Но откуда мы взяли, что у деревянной была колокольня? Обратимся к описи всего строения в селе Гребнево, составленной в 1811 году. Одна из записей утверждает: «2. Церковь деревянная Николая Чудотворца с приделами царя Константина и матери Елены, длиною с колокольнею 14 саженей, шириной 4 сажени и 1 аршин».
Кстати, любопытно сравнить размеры и фигуры деревянной, летней и зимней церквей. Как мы уже знаем из описи, длина деревянной составляла чуть менее 30 метров, ширина — около 10. Мы перевели сажени в метры. Иначе говоря, храм представлял собой вытянутый (длина в три раза больше ширины) прямоугольник. Габариты летней (в плане) — 30x33 метра. То есть ее длина — такая же, как и у деревянной. Но фигура у нее в основании (а это мы можем хорошо видеть и в плане, и в натуре) — совсем иная: крест. Габаритные (в плане) размеры зимней каменной — 35х31,6 м, а фигура — восьмигранник (в основании), на который поставлен цилиндр колокольни.
Когда же была построена деревянная церковь?
В клировых ведомостях за 1823 год запись о гребневских храмах гласит: «Построена первая холодная в 1786 году, апреля 17 дня, тщанием и иждивением помещика того села покойнаго Генерал-Майора Гаврило Ильча Бибикова, а вторая теплая построена иждивением помещиков князей Александра Михайловича и Сергея Михайловича Голицыных, и освящена в 1823 году, декабря 23 дня.
Зданием обе каменные и крепки.
Престолов два: 1/в холодной во имя Гребневския Божия Матери; 2/в теплой во имя Николая Чудотворца. В деревянной также теплой, построенной в 1775 г. и уже очень ветхой, резолюциею Высокопреосвященнейшаго Филарета Архиепископа Московскаго и Коломенскаго повеленной уничтожить два престола: 1/во имя Николая Чудотворца, 2/во имя равноапостольных царей Константина и Елены».
Из приведенного текста читатель, наверное, понял, что клировая ведомость — это особый церковный документ, он сообщает нам главные сведения о том или ином храме: когда тот построен, где находится, кто служит в нем, какая у него есть собственность (здания, земля). В данном случае запись о холодной, т. е. летней церкви неточна. На храмозданной доске, висящей сразу у входа в церковь, написано: «строением же сей храм зачат в 1786-м году», а «лета 1791-го августа 10 дня которой был воскресной освящен сей храм во имя Божья Матери Гребневской». Однако главное для нас — это сообщение о деревянной церкви, о том, что она была построена в 1775 году. А в том году Гребневом владели еще Трубецкие. Итак, в 1823 году на церковной земле села Гребнева стояли три храма. Но уже 30 января 1824 года благочинный, гребневский священник Иоанн Иоаннов подал своему начальству, т. е. в Московскую духовную консисторию, «покорнейший репорт». В нем он докладывал: «Вo исполнения Указа оной Консистории от 21 декабря прошлаго 1823 года за № 5350-м из упраздненной означенного села Гребнева Николаевской церкви и из придела ея святого Царя Константина святые Антиминсы для препровождения куда следует при сем представляю». Это означало, что деревянной церкви Николая Чудотворца и придельной, дополнительной при ней церкви царя Константина и матери его Елены, в Гребневе уже не существовало. Ведь только антиминс — освященный плат с изображением положения во гроб Иисуса Христа и с частицами мощей — превращает церковное здание во храм. Нет антиминса — нет и храма, хотя здание и может быть.
Чуть позже и само здание деревянной церкви было разобрано. Остались два каменных храма, которые стоят и поныне.
Еженедельная газета г. Фрязино «Ключъ» № 15 (658), 17—23 апреля 2003 г.
www.fryazino.info/index.php?mod=media&id=89И еще
Статьи про ГребневоЗдесь можно посмотреть фотографии еще не разрушенного Гребнево.
Фильмы о ГребневоГребнево в лицахПанорамы Гребнево:
Первая;
вторя;
третья;
Сейчас в 20 минутах от этого места))
Усадьба в таком состоянии уже достаточно долго. Государство не выделяет денег на ее реставрацию. Кажется, в 1996 был сильный пожар и все выгорело. Вот с тех пор она и стоит в таком состоянии. А закрытое предприятие, которому она принадлежало в советское время исчезло. Усадьба теперь на балансе государства.
Лучше ехать на машине, т.к. от станции Фрязино очень неудобно добираться пешком.