We cannot become what we want to be by remaining what we are
Посмотрела некоторое время назад фильм «Месмер» с Аланом Рикманом в
главной роли. Очень понравилось. Это, на мой взгляд, одна из
лучших ролей Рикмана. Сюжет фильма посвящен очень небольшому периоду жизни
Месмера, в фильме мало событий, но образ Месмера раскрывается
полностью.
Жанр фильма я бы определила как трагедия, трагедия талантливого
человека, врача, ученого, опередившего свое время, практически никем
непонятого, и не сделавшего ничего, чтобы удержать собой рядом с
единственного человека, который его понимал (по крайней мере, в тот
период жизни), которому он был нужен и которого мог
спасти, от окружающего ужаса.
«Я хотел всего лишь что-нибудь сделать, чтобы облегчить их
страдания, но я не смог» и «Как же я хотел изменить этот мир. Но я
ничего не смог сделать. Ничего..» — это ключевые фразы в фильме. Чтобы
он ни делал, многое приводило к неудачам и бедам, даже если сначала все
шло хорошо и победа была одержана.
Фильм начинается судом над Месмером, где его обвиняют в шарлатанстве и
пытаются изгнать из «цеха» врачей и заканчивается тем же судом, а сюжет
фильма это воспоминания самого Франца-Антона во время процесса. Основное
действие начинается встречей со слепой девушкой-пианисткой, дочерью
успешного предпринимателя, терзаемой болезненными судорогами, и как
выясняется позже, не только ими, и заканчивается встречей с ней же в
зале суда.
Фильм очень театрален, мест действия немного, разговора и действия в
фильме тоже немного. Все что происходит в кадре на своем месте - ни
лишнего слова, ни лишнего действия. Рикман просто создан для этой роли.
Все эмоции и чувства персонажа отражаются у него на лице, в его
действиях, жестах. Даже если отключить звук, все будет понятно и так.
Сюжет фильма построен вокруг любви Месмера и его пациентки
Марии-Терезии. Месмер оказался единственным кто смог помочь слепой
девушке и не только тем, что избавил ее от болезненных судорог,на время
вернул ей зрение, но и подарил ей душевный комфорт и тепло. До встречи с
Месмером несчастную Марию-Терезию терзали не только судороги, но и
страхи, рожденные регулярным сексуальным насилием со стороны отца и
весьма болезненными и неэффективными методами лечения других врачей.
Месмер смог вернуть девушке зрение, подарив ей возможность «видеть
свет», но это не принесло ей счастья. Она не захотела видеть мир, в
котором не было Месмера, а он, даже после изгнания женой из дома ничего
не сделал, чтобы быть вместе с Марией-Терезией. Такую же пассивность он
продемонстрировал, в самом начале лечения, когда отец девушки по
наущению врагов Месмера решил прекратить лечение.
Но как бы не был притягателен образ Месмера, образ непонятого гения, он
действительно бросил ее, особенно если учесть, что за право снова
посещать Месмера, Мария – Терезия платила собой, отдаваясь собственному
отцу, сгоравшему от страсти к ней. Зрение вернуло девушке силы
противостоять насилию, отец попросту испугался страшного ненавидящего
взгляда прозревшей дочери, зрение подарило ей радость, с ним она обрела
надежду на счастье, но изгнанный из дома Месмер, после того, как жена
застала его целующегося в саду с Марией – Терезией, просто перевернул
страницу своей жизни и отправился искать пристанища при французском
королевском дворе, где на время обрел поддержку, популярность и
возможность работать. Месмер спас служанку в его доме от насилия своего
пасынка, но ничего не сделал, чтобы вырвать Марию-Терезию из дома отца.
Отношениям с законной супругой в фильме посвящено совсем немного
времени, но даже из первых реплик можно понять, что он женился на ней
из-за денег, на богатой, некрасивой порядком старше него, женщине с
ребенком. Он называет жену «Свет моей жизни» или «Любимая», но в них
сквозит ненависть и раздражение. Особого пика они достигают, когда
«любимая» жена устраивает ему скандал во время сеанса лечения
Марии-Терезии. Он он выталкивает ее из комнаты, и с помощью своей
энергетики, причиняя ей боль, не прикасаясь к ней, держит руки у ее шеи,
как - будто собирается задушить и шепчет, но кажется, что кричит,
«Видишь, дорогая, эти руки? Они служат на благо людям, но еще раз
откроешь совей поганый рот и они по служат и дурному делу. Ты меня
знаешь, свет моей жизни».
Когда видишь проявление чувств Месмера и Марии-Терезии, особенно в
сценах, где они дурачатся в его кабинете: он щекочет её пером, не давая
поймать, когда они резвятся и целуются в саду, по наивности, кажется что
они оба обретут счастья, будут вместе, что прозревшая Мария-Терезия
избавилась от насилия со стороны отца и больше не вернется домой, даже
если тот не будет наказан Мессмером, хотя бы тем же способом, каким
Месмер изгнал жену из кабинета.
Но этого ничего не происходит, сразу за сценой в саду, следует
изгнание Месмера из дома, и в следующий раз Франц-Антуан и
Мария-Терезия, вновь ослепшая, подвергающаяся насилию со стороны отца и
болезненному лечению «традиционных» врачей встречаются во Франции в зале
суда, куда девушку привезли, как доказательство того, что методы
Месмера не приносят результатов.
В конце фильма, при встрече в зале суда вновь ослепшая Мария-Терезия,
говорит Месмеру: «Ты бросил меня…». Месмер потрясенный одновременно и
тем, что зрение у нее снова пропало, и осознанием того, что она ослепла
только потому, что не захотела видеть мир без него, и пробудившимся
снова чувством, шепчет в полузабытьи: «Нет, нет же… Это не так…».
Финал фильма остается открытым, вынести приговор мешает взбунтовавшаяся
чернь, начавшая погромы в предреволюционной Франции. Собравшиеся в зале
суда врачи и высокопоставленные гости, спешно покидают зал в страхе за
свою жизнь, а Месмер и ослепшая Мария-Терезия остаются одни.
главной роли. Очень понравилось. Это, на мой взгляд, одна из
лучших ролей Рикмана. Сюжет фильма посвящен очень небольшому периоду жизни
Месмера, в фильме мало событий, но образ Месмера раскрывается
полностью.
Жанр фильма я бы определила как трагедия, трагедия талантливого
человека, врача, ученого, опередившего свое время, практически никем
непонятого, и не сделавшего ничего, чтобы удержать собой рядом с
единственного человека, который его понимал (по крайней мере, в тот
период жизни), которому он был нужен и которого мог
спасти, от окружающего ужаса.
«Я хотел всего лишь что-нибудь сделать, чтобы облегчить их
страдания, но я не смог» и «Как же я хотел изменить этот мир. Но я
ничего не смог сделать. Ничего..» — это ключевые фразы в фильме. Чтобы
он ни делал, многое приводило к неудачам и бедам, даже если сначала все
шло хорошо и победа была одержана.
Фильм начинается судом над Месмером, где его обвиняют в шарлатанстве и
пытаются изгнать из «цеха» врачей и заканчивается тем же судом, а сюжет
фильма это воспоминания самого Франца-Антона во время процесса. Основное
действие начинается встречей со слепой девушкой-пианисткой, дочерью
успешного предпринимателя, терзаемой болезненными судорогами, и как
выясняется позже, не только ими, и заканчивается встречей с ней же в
зале суда.
Фильм очень театрален, мест действия немного, разговора и действия в
фильме тоже немного. Все что происходит в кадре на своем месте - ни
лишнего слова, ни лишнего действия. Рикман просто создан для этой роли.
Все эмоции и чувства персонажа отражаются у него на лице, в его
действиях, жестах. Даже если отключить звук, все будет понятно и так.
Сюжет фильма построен вокруг любви Месмера и его пациентки
Марии-Терезии. Месмер оказался единственным кто смог помочь слепой
девушке и не только тем, что избавил ее от болезненных судорог,на время
вернул ей зрение, но и подарил ей душевный комфорт и тепло. До встречи с
Месмером несчастную Марию-Терезию терзали не только судороги, но и
страхи, рожденные регулярным сексуальным насилием со стороны отца и
весьма болезненными и неэффективными методами лечения других врачей.
Месмер смог вернуть девушке зрение, подарив ей возможность «видеть
свет», но это не принесло ей счастья. Она не захотела видеть мир, в
котором не было Месмера, а он, даже после изгнания женой из дома ничего
не сделал, чтобы быть вместе с Марией-Терезией. Такую же пассивность он
продемонстрировал, в самом начале лечения, когда отец девушки по
наущению врагов Месмера решил прекратить лечение.
Но как бы не был притягателен образ Месмера, образ непонятого гения, он
действительно бросил ее, особенно если учесть, что за право снова
посещать Месмера, Мария – Терезия платила собой, отдаваясь собственному
отцу, сгоравшему от страсти к ней. Зрение вернуло девушке силы
противостоять насилию, отец попросту испугался страшного ненавидящего
взгляда прозревшей дочери, зрение подарило ей радость, с ним она обрела
надежду на счастье, но изгнанный из дома Месмер, после того, как жена
застала его целующегося в саду с Марией – Терезией, просто перевернул
страницу своей жизни и отправился искать пристанища при французском
королевском дворе, где на время обрел поддержку, популярность и
возможность работать. Месмер спас служанку в его доме от насилия своего
пасынка, но ничего не сделал, чтобы вырвать Марию-Терезию из дома отца.
Отношениям с законной супругой в фильме посвящено совсем немного
времени, но даже из первых реплик можно понять, что он женился на ней
из-за денег, на богатой, некрасивой порядком старше него, женщине с
ребенком. Он называет жену «Свет моей жизни» или «Любимая», но в них
сквозит ненависть и раздражение. Особого пика они достигают, когда
«любимая» жена устраивает ему скандал во время сеанса лечения
Марии-Терезии. Он он выталкивает ее из комнаты, и с помощью своей
энергетики, причиняя ей боль, не прикасаясь к ней, держит руки у ее шеи,
как - будто собирается задушить и шепчет, но кажется, что кричит,
«Видишь, дорогая, эти руки? Они служат на благо людям, но еще раз
откроешь совей поганый рот и они по служат и дурному делу. Ты меня
знаешь, свет моей жизни».
Когда видишь проявление чувств Месмера и Марии-Терезии, особенно в
сценах, где они дурачатся в его кабинете: он щекочет её пером, не давая
поймать, когда они резвятся и целуются в саду, по наивности, кажется что
они оба обретут счастья, будут вместе, что прозревшая Мария-Терезия
избавилась от насилия со стороны отца и больше не вернется домой, даже
если тот не будет наказан Мессмером, хотя бы тем же способом, каким
Месмер изгнал жену из кабинета.
Но этого ничего не происходит, сразу за сценой в саду, следует
изгнание Месмера из дома, и в следующий раз Франц-Антуан и
Мария-Терезия, вновь ослепшая, подвергающаяся насилию со стороны отца и
болезненному лечению «традиционных» врачей встречаются во Франции в зале
суда, куда девушку привезли, как доказательство того, что методы
Месмера не приносят результатов.
В конце фильма, при встрече в зале суда вновь ослепшая Мария-Терезия,
говорит Месмеру: «Ты бросил меня…». Месмер потрясенный одновременно и
тем, что зрение у нее снова пропало, и осознанием того, что она ослепла
только потому, что не захотела видеть мир без него, и пробудившимся
снова чувством, шепчет в полузабытьи: «Нет, нет же… Это не так…».
Финал фильма остается открытым, вынести приговор мешает взбунтовавшаяся
чернь, начавшая погромы в предреволюционной Франции. Собравшиеся в зале
суда врачи и высокопоставленные гости, спешно покидают зал в страхе за
свою жизнь, а Месмер и ослепшая Мария-Терезия остаются одни.