Набираю с планшета, поэтому возможны опечатки. Увы, вайфай в греческих отнлях и аппартаментах всегда оставляет желать лучшего, поэтому выгоднее покупать симкарту с гигабайтами интернета для планшета. Сигнал вайфая такой слабый, что даже с антеной усилителя сигнала, ноутбук в интернет выйти не может.
Решили мы в этом году вернуться в славный греческий городок Лутраки, с которого лет десять назад и началось наше знакомство с Грецией. Увы, Евросоюз и кризис не пошли на пользу ни Греции в целом, ни Лутракам в частности. Сами греки считают кризис прямым следствием экономической интеграциив ЕС и отказа от драхмы. Про Грецию, что от вступления в Евросоюз в стране стало только хуже, мы уже на протяжении многих лет слышим от самих греков, тех кто что-то производит, продает или работает в сфере услуг, в основном туристический бизнес и рестораный бизнес, а именно маленькие и средние таверны, в большие рестораны мы путешествиях не ходили никогда.
Некогда шумный и цветущий город Лутраки несколько опустел и даже пришел в некоторое запустения по сравнению с тем, каким мы его помним, на улицах стало меньше цветов, хотя в это время деревья и кустарники должны быть усыпаны цветами. По улицам не текут волны туристов, Закрылись многие таверны и магазины, из города исчезли офисы операторов сотовой связи, сильно сократилось число фирм по аренде машин, два супермаркета которые десять лет назад работали 7 дней в неделю до 23 часов, теперь в будние дни работают лишь до 21 часа, а в воскресенье вообще закрыты. Отель Ахиллион, который раньше назыали жемчужиной Лутрак и буквально ослеплял белизной своих стен, поблек и потускнел. Владельцы отеля, как могут стараются поддерживать свой бизнес, но в самом отеле уже видны следы благородного увядания.
Совсем дурной признак для города, из него почти ушли кошки. Раньше их было много, они вальяжно лежали на парапете набережной, всегда напоминали о себе в тавернах, играючи охотились за цикадами и прочими насекомыми в парке, сейчас кошек не видно, мы встретили всего одну. Раньше вечером город наполнялся уханьем сов и шумом цикад, сейчас их почти не слышно. У хозяев и сотрудников сохранившихся таверн, пропал шарм, раньше стиль чувствовался в интерьере, обслуживании, оформлении меню и самих блюд, сейчас ничего этого нет, все стало проще и утилитарно, хотя еда по-прежнему вкусная, а порции большие и блюдом, рассчитаным на одну персону досыта наесться могут двое. У некоторых кафе и таверен сменились владельцы, новые очень просты и безыскуны, порой даже примитивны в своих манерах.
Город Лутраки всегда славился своей чистейшей и вкуснейшей водой, которая из под земли идет по трубам в обычные краны. Вода осталась неизменной. Наверное, когда мы только вошли в номер прямо по приезде, то за нами, вероятно, было интересно наблюдать со стороны: два человека, закрыв дверь номера и выпустив из рук чемоданы, сразу кинклись к крану, наполнили водой стаканы и стали с наслаждением пить воду.
Мы прилетели в Афины утром в субботу, к часу дня добрались до Лутрак. Раньше из аэропорта в Лутраки принимающая фирма везла с каждого рейса полные автобусы туристов, сейчас было всего три человека, мы с мужем и еще одна девушка, купившая "горящий" тур. Водитель в дороге жаловался, на то что туристов особенно из России стало мало, в этом году после того, как украинцы получили возможность на 90 дней ездить в Евросоюз без виз, их число сильно возрасло, но не на столько, чтобы скомпенсировать отток туристов из России, а еще по словам водителя, украинцы практически не берут эксурсий, приезжают только отдыхать на пляже отеля, от чего у принимающих фирм тоже нет прибыли.
В воскресенье мы о дыхали на море и купались, а в понеделник решили съездить в Афины в Археологический музей, который наконец открылся после реконструкции, а также для того, чтобы купить греческие симкарты для телефонов и планшета, ибо услуги российских оператров в роуминге раз в десять дороже местных, даже с учетом звонков в Россию. Еще по пути из аэропорта в Лутраки, водитель сказал, что в Афинах сильно возрасло воровство и поэтому паспорта и большие суммы денег с собой лучше не носить. Воруют не столько мигранты из арабских стран, Африки и Бангладеш, хотя и они тоже, сколько цыгане из Румынии, Болгарии и Албании. Причем болгарские цыгане поднялись на новый уровень, многие из них, кто промышляет криминалом, хорошо одеваются, очень цивильно выглядят, при взгляде на них, сложно сказать, что они цыгане, воруют они в больших торговых центрах и бутиках, в крупных фирмах по прокату автомобилей, в лучших ресторанах города.
У нас в голове отпечаталось, что паспорта лучше оставить в отеле, мы два сороколетних маразматика и оставили, совершенно упустив из вида, что паспорта нужны при покупке симкарт. Приехав в Афины на рейсовом автобусе, а надо отдать должное грекам междугородние автобусы ходят у них очень хорошо во все концы страны, так вот, приехав в Афины мы на метро добрались до центральной станции Синтагма, возле которой находится офис Водафона - оператора мобильной связи, чьими услугами мы пользуемся во всех поездках. И тут при оформлении симкарт и выяснилось, что нужны паспорта, а мы их не взяли. Ведь знали мы, что паспорта нужны, но слова водителя создали в головах какой то ступор. Это собственно было первое небольшое приключение, мы остались без дешевой мобильной связи и без мобильного интернета, а следовательно и без оперативной гуглокарты города, который мы за десять лет основательно забыли. В туристическом киоске мы взяли бумажную карту центра города, поинтересовались, как добраться до Археологического музея и выяснили, что по большому счету, с учетом того, что мы не смогли купить симкарты, мы зря прокатились на метро от станции Омония, куда и приходит автобус и от котрой ближе всего ра положен Археологическймузей, до Синтагмы. Правда поездка на метро достались нам бесплатно. Добрый итальянец, просто так на станции Омония предлагал действующие еще полтора часа билеты на метро в количестве четырех штук, объясняя, что у его компании изменились планы. Два билета взяла я, два какой то немецкий турист.
Еще в Москве мы посмотрели и выписали дни и время работы всех музеев Афин, которые хотим посетить. Время работы Археологического музея еще раз проверили на сайте самого музея буквально в воскресенье перед сном. Выехали из Лутрак на автобусе, который уходит в 9:30 специально, чтобы к 12 часам к открытию быть у музея. Приезжаем мы к музею и видим множество людей сидящих на ступенях музея и на полу у входа. Смотрим на расписание работы, а в нем время работы в понедельник с 12 до 20 часов закрыто полоской бумаги, на которой на принтере напечатан новый период 13 - 20 часов, пришлось нам ждать целый час.
Сам музей великолепный, в нем очень интересная коллекция, экспонаты охватывают период пркатически с первобытных времен и вплоть до римского периода. И наконец в музее выставлена оригинальная маска Агамемнона. Копия этой маски находится в Археологическом музее Ираклиона на Крите. Мы бродили по музею целых четыре часа, после чего взяли таксти и поехали на автовокзал, чтобы ехать в Афины. Приехали и узнали, что дорога на Пелопоннес и в частности на Лутраки закрыта из-за пожаров и автобусы пойдут только завтра. Надо сказать, что автовокзал Афин очень неуютный, грязный и плохо организованный. Перспектива провести ночь на автовокзале нам не нравилась совсем. Автобусы не ходили уже с 12 часов дня и утром, когда пойдут автобусы на Лутраки, в первую очередь будут отправлять, пассажиров у кого билеты на дневные рейсы и уже после - тех, у кого вечерние. Автобусы идут по главной дороге, которая как раз и перекрыта, так как пламя подошло близко к ней. Но есть еще старая дорога, которая на тот момент была открыта. Мы скооперировались с одной парой, которой так же надо было в Лутраки и нашли, таксиста, который после долгих уговоров согласился нас довезти по старой дороге до Лутрак за 90 евро. От Афин до Лутрак примерно 80 километром. Мы подумали, что 45 евро с пары, вполне приемлемо, тем более, что отелей за умеренную плату в городе найти сложно, так как многие, кто не смог уехать в сторону Пелопоннеса днем, уже их оккупировали. А дорогой отель примерно в те же деньги нам и вышел бы. Проблема заключалась еще и в том, что в Афинах застряло около сотни туристических экскурсионных групп и турфирмы первым делом забронировали отели на ночь для них, а спать дешевом хостеле совсем не хотелось.
Пока мы ехали у таксиста раза три выключался двигатель, но ему удавалось его реанимировать. Не далеко от города Мегары, это на полпути до Лутрак, мы наткнулись на колонну машин и тут выяснилось, что огня очень много и закрыта в том числе и старая дорога, скорее всего до утра. Таксист хотел вернуть нас в Афины и взять с нас те же 90 евро, но мы пытались верить в то, что может дорогу открлют и нам на перекладных удастся добраться до Лутрак. Мы вернулись немного назат в деревню, в которой можно сесть на местный автобус до Мегары, заплатили таксисту 45 евро и вышли. Автобусов долго не было и мы решили пройти 7 километров до города пешком, а там уже или добраться на поезде до Коринфа и из Коринфа на автобусе до Лутрак, а если все будет закрыто, найти в Мегаре отель на ночь. Мы прошли примерно полпути и поняли опасность такого путешествия, полупустая дорога, с отдельно стоящимичастнымии домами, складами и другими хозпостройками, а между не жилыми строениями бегают стаи уличных собак. Две собаки даже бежали нам в след, но скорее прогоняли, чем хотели напасть. А уже начинало темнеть. Около одного из частных домов мы заметили человека, который прибивал табличку на столб. Мы поинтересовались у него далеко ли еще до Мегар, описали ситуацию, хорошо, что он знал английский, а наша спутница немного греческий. Он пригласил нас к себе на территоррию, чтобы напоить водой, а его жена в это время позвонила бы в Мегары и узнала бы о наличии месть в гостиницах. Увы, все гостиницы оказались забиты автопутешественниками, которые так же не смогли проехать в сторону Пелопоннеса. Добрые люди Рула и Костас предложили нам отстаться на ночь у них в салоне. Они накормили нас вкусным ужином, греческим омлетом и греческим салатом, но в очень оригинальном варианте с серым злаковым хлебом.
За ужином мы увидели горящие горы, огонь переместиллся северо-запада в нашу сторону, но все равно это было далеко от дома Рулы, ветер гнал пламя как раз в сторону Коринфа и Лутрак и угрозы ее дому не было. Зрелище было пугающим, как будто с гор течет малиново-алая с оранжевыми вкраплениями лава. Периодически горы застилало дымом и появлялась надежда, что пожары удастся потушить, но потом огонь пояалялся вновь.
С нашими новыми друзьями мы разговорились, Костас и Лена - наша спутница пеоеводили Руле и ее брату Янису с английского на греческий, а нам с греческого. Костас не грек, он из Афганистана, его отец афганец, а мама уроженка Дуббая, поэтому он не имеет гражданства ОАЭ и уехал еще ребенком с отцом в Афганистан. Ему и Руле как и нам чуть за 40, пара наших спутников Лена и Максим совсем молодые, им по 25 лет. Костас 9 лет назад натурализовался в Греции и взял себе греческое имя. А до этого он пешком дошел из Афганистана через Турцию в Италию. Но он из правильных беженцев, он не просил себе пособие, просил работу, он выучил английский и греческий языки, будучи мусульманином, он работает мясником и в том числе работает со свининой, потому что в Европе свинина не считается нечистой. Брат Рулы Янис инвалид, у него поражен позвоночник и он не может ходить, но делает для продажи, как мы поняли, деревянные статуэтки и какую то текстильную продукцию. У Руллы с Костасом свое хозяйство: куры, овцы, бараны, на участке растут фисташки, апельсины, оливковые деревья. Молоко и яйца они не покупают, наоборот продают, из овечьего молока так же делают сыр, его мы и попробовали как раз во вкуснейшем салате. У них достаточно большой змельный участок и большой одноэтажный дом, разделенный на жилую и хозяйственную части. Рула и Костас как раз так же пожаловались, что с евроглобализацией тяжело становится выживать таким как они частным производителям, до евросоюза сеьмя Рулы не знала проблем, сейчас они научились справляться и верят, что евроглобализация в их глушь не дойдет и у них все равно останутся покупатели, тем более, что они поставляют продукцию, в том чиле и те сувениры и что то связанное с рекламой (мы не поняли что), что делает Янис, местной епархии. Но Костас все равно вынужден работать мясником на строне, а не только вместе с Рулой на ее земле. Ее и сестра и племянники давно решили, что будут работать в городе, а не на земле, так как это выгоднее и проще, а она осталась, ибо не хочет оставлять свои землю и дом и еще потому, что Янису здесь лучше, чем было бы в городской маленькой квартире. Дом давно переделали под него, а на участке земли он может спокойно перемещаться на коляске в свое удовольствие.
Ночю был очень сильный ветер и была вероятность того, что огонь будет распространяться все дальше и дальше. Из утренних новостей мы узнали о масшабах беды и человеческих жертвах. В горах, которые видно от дома Рулы утром огня уже не было, но они были затянуты дымом. Костас в 8 утра съездил по трассе и узнал что дорога на Лутраки и Коринф уже открыта или пока открыта. Он вернулся за нами, посадил нас в машину и со всей скорости на 110-120 км/ч погнал, чтобы успеть нас довезти, если вдруг трассу начнут снова перекрывать. По дороге мы видели выгоревшие склоны гор, сгоревшие деревни, отдельные дома, машины. Зрелище очень печальное, у некоторых сгоревших домов стоят совершенно растерянные и убитые случившимся люди. Это обычные небогатые сельские жители, у большинства из которых имущество не застраховано, так как для них это дорого, а сейчас они потеряли все.
До Лутрак мы доехали благополучно, и сегодня трассу на Афины уже не закрывали. Костасу мы заплатили 40 евро по тарифу такси 1 км - 1 евро.
Один из очагов пожаров находился в 10 км. от Лутрак в Геранских горах, но огонь пошел в противоположную сторону. В понедельник с дня до ночи, как нам уже рассказали, в Лутраках скопилось очень много машин, которые не могли проехать по трассе. Дорога проходит в горах над Лутраками и многие люди стали на машинах спускаться в город в поисках ночлега, людей было очень много и те аппартаменты и квартиры, которые были свободны, быстро оказались заняты, так же быстро заполнились и свободные номера в отелях. В городе все улицы были забиты машинами. По пути в Лутраки и в сасмом городе мы еще видели как заканчивали разъезжаться машины, потому как стало известно, что трассу открыли, люди сразу поехали, так как боялись, что ее могут закрыть вновь.
Вот ссылка на материал о пожарах: ria.ru/radio_brief/20180724/1525228754.html
Собственно в Лутраках, местные греки говорят то же самое, во всем виноват ЕС, который контролирует все финансовые потоки и направляет деньги на погашение и обслуживание кредитов и не разрешает вкладывать деньги в местную инфраструктуру, даже вбезопасность. Много лет нет денег даже на обновление дорожных знаков на удаленных от больших городов участках трасс, не говоря уже о более глобальных вещах. Хорошо финанансируются только социально-образовательно-культурные проекты, которые курирует ЕС. В Греции осталось на всю страну всего 5 самолетов и два вертолета, предназначенных для тушения пожаров, на содержание большего пожарного авиапарка у страны нет денег.
Фотографии будут вероятно уже после возвращения, так как фотографии грузятся на яндекс-диск, а яндекс-фотки приказали долго жить.