We cannot become what we want to be by remaining what we are
Наконец посетила выставку Караваджо в ГМИИ им. Пушкина. На новогодних каникулах как-то не сложилось, а сегодня удалось раньше уйти с работы. Очередь была совсем не большая, я стояла меньше 45 минут. А когда я уже заходила музей, очередь сократилась раза в два по сравнению с тем, когда я в нее встала. По своему опыту, скажу, что лучше всего приезжать в будние часам 16.00-16.30, конечно если планируете посетить одну-две небольших выставки. В 18.00, как я поняла, пускать перестают. Запускали примерно человек по 30-40 за один раз. Те, кто приехал к 17.00, практически не стояли в очереди, т.к. в это время я как раз заходила в музей, а своей очереди осталось ждать примерно человек 50.

11 восхитительных картин, почти все они, объединены только одной тематикой и одной манерой исполнения: темный фон, игра света и тени, отсутствие пейзажной составляющей, максимальное приближение изображения к зрителю). Все 11 картин в разный период жизни были написаны Мастером на заказ. Когда заходишь в зал, взгляд сразу останавливается на картине "Юноша с корзиной фруктов" (это единственная картина не на религиозную тематику из представленных на выставке), она висит сразу напротив входа и при попадании из светлого помещения в полутемный зал, создается впечатление, что картина светится изнутри. Потом понимаешь, что это не из-за попадания из светлого помещения в темное. Караваджо гениально пишет свет, светом озарены фигуры персонажей картин, игра света и тени, резкие переходы от одного к другому создают ощущение чего то таинственного, неземного. В частности в "Обращении Савла" и в "Христос в Эмаусе" по замыслу Художника именно светом, еле заметными лучами света, показано присутствие Бога. Но присутствие Творца ощущается во всех картинах, он как бы есть там незримо, его нельзя увидеть, можно только почувствовать (Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. ЛК.24.31). Свет у Караваджо как теплый, мягкий, струящийся, наполняющий персонажей жизнью, придающих их телам скульптурную выразительность, так и мертвенно-бледный, холодный, гнетущий, подчеркивающий уже свершившуюся телесную смерть, как на картине «Положение во гроб», или показывающий, что жизнь покидает человека, как на картине «Мученичество святой Урсулы». «Положение во гроб», помимо своих достоинств примечательна еще двумя моментами: в ней Краваджо объединил два библейских сюжета, собственно «Положение во гроб» при котором присутствовали Иосиф Аримофейский, Мария Магдалина и Мария – жена Клеопы и «Оплакивание», где были Богоматерь и Иоанн Евангелист, и второй момент именно – контраст двух типов света: теплого, которым написаны живые, и мертвенно-фосфорного, которым написан Христос.
Все персонажи очень реалистичны, они написаны как обычные люди, без идеализации, на лицах великолепно отражены эмоции, чувства, виден характер человека. Друга напротив друга висят две картины «Св. Иоанн Креститель» 1602 г. и 1606 г. На первой Иоанн еще веселый задорный мальчик, а на второй уже угрюмый, ушедший в себя в юноша, есть в его взгляде исподлобья вызывающе-хулиганское. Спящий Амур на одноименной картине далеко не красив, его фигура не идеальна, охристый цвет кожи, если бы не название картины, скорее наталкивал бы на мысль о больном умирающем или недавно умершем ребенке. На мысль о смерти наводя так же лук с поврежденной тетивой и черные крылья Амура, по крайней мере, затененные они кажутся таковыми.
Наверное, нет смысла много говорить о картинах, их лучше смотреть. У меня возникло ощущение, что композиция всех картин, за исключением «Юноша с корзиной фруктов» и «Бичевание Христа» построена по диагонали и когда смотришь на картины с разного ракурса, они видятся по разному, взгляд цепляется за разные фрагменты, скользит по разной траектории. Правда, с разным ракурсом были некоторые проблемы, во-первых из-за большого количества народу в зале, к картине не всегда можно было подойти с желаемого угла обзора, во-вторых, как мне показалось, на некоторые картины очень неудачно было направлено освещение, они попросту бликовали, и надо было подходить очень близко, почти вплотную к невысокой стеклянной загородке или сбоку, чтобы угол обзора составлял градусов 30. Наименее удачно освещены, картины, висящие не на стационарных стенах, а на стенах-стойках (не знаю, как они правильно называются), стоЯщих посреди зала.
На выставке было достаточно много экскурсионных групп, они были небольшие, не более 10 человек, и к ним иногда я пристраивалась, чтобы послушать, что говорит экскурсовод. Единственное, что напрягало, так это, то, что некоторые экскурсоводы совершенно бесцеремонно, подходили, брали за плечи посетителей, которые пришли на выставку сами по себе, и даже не просили, а просто констатировали: «я вас немножечко подвину», «отойдите чуть в сторону» (без пожалуйста, можно вас попросить или т.п., что было бы уместно сказать в данной ситуации»).
Помимо групповых были и индивидуальные экскурсии, когда экскурсовод рассказывала для одного- двух человек. А еще, я очень удивилась, увидев группу пожилых итальянцев, которые вдохновенно слушали рассказ нашего экскурсовода об их художнике.
Сказать, что выставка понравилась, это не сказать ничего. Я даже планирую выбраться на нее второй раз.
В самом музее продают Каталог выставки «Караваджо: картины из собрания Италии и Ватикана», он очень интересен с информативной точки зрения, там очень подробно изложены биография Караваджо, рассказано о перипетиях его жизни, его отношениях с заказчиками, не очень много, но достаточно хорошо – о творчестве Караваджо, о самих картинах (не только представленных на выставке, но и других), технике, сюжетах и других искусствоведческих аспектах, но вот иллюстрации большинства картин в этом каталоге отвратительны, обработка изображений и цветокоррекция – ужасны! Картины совершенно теряются, просто не смотрятся.


@темы: Живопись, Искусство, Выставки, Мои впечатления

Комментарии
19.01.2012 в 11:13

You are where my heart is
Так и не выбралась никуда за отпуск( Еще два дня осталось, надо съездить на какую-нибудь выставку). Спасибо за этот пост!

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии